Forex | Рынок форекс
Основное Книги Статьи

Общие принципы FOREX

Психология финансов и трейдинга

Торговля на рынке Forex

Рефераты по Forex


  


Общие принципы FOREX

Статьи по форекс

Книги по форекс

Психология финансов и трейдинга

Торговля на рынке Forex



 

Rambler's Top100

 

 


Постимпрессионизм и рынок


Что такое технический анализ? Вот вопрос, который может показаться довольно странным в век развитых программных систем, позволяющих широкому кругу инвесторов исследовать цены на рынке и составлять мнение о том, до каких пределов и куда будет развиваться тенденция.

Не является ли применение инструментов технического анализа всего лишь попыткой представить образы, возникающие на рынке, в виде, доступном для логического осмысления? Но тогда - это шаманство, так как совершенно очевидно, что каждый будет усматривать то, что хотелось бы видеть больше всего. В оппозиции к данному выводу выступает то обстоятельство, что, несмотря на все полемики относительно его качественности, технический анализ как инструмент для оценки будущей динамики цен вполне оправдывает свое предназначение и способен весьма хорошо работать при условии умелого обращения с ним. Следовательно, возникает противоречие, которое кажется неразрешимым, ибо аргументы за и против не выглядят слишком убедительными.

В попытке разрешить возникшую проблему определения истинной ценности технического анализа можно обратиться к основам, лежащим в его основе. По сути, это ни что иное, как выяснение динамики изменения цен и нахождения расхождений, которые позволяют судить о будущих тенденциях. Если предположить, что в данном случае оценка на основе прошлых статистических данных будет давать положительные результаты, то разумно основывать свой взгляд на технический анализ как на инструмент, сильно обязанный своим существованием математике.

Но практики знают, что рынок никогда не повторяется, а кроме того известное правило гласит о том, что инвесторы терпят неудачу потому что смотрят на настоящее, в то время как профессионалы ориентированы в будущее. Так что попытка признать лидерство за точными науками имеет под собой весьма зыбкую почву. Учитывая же, что истиной в последней инстанции является только результат, получаемый на рынке, то несостоятельность ориентации только на данные математических расчетов очевидна. Сколько раз каждого из работающих на рынке обманывал тот или иной самый, казалось бы, надежный индикатор? Так как же в таком случае относиться к рынку и как понимать те процессы, которые происходят на нем? Чтобы ответить на поставленный вопрос и разрешить противоречия, выявленные ранее, рассмотрим ситуацию с иной точки зрения.

Что есть рынок сейчас? Есть огромное число частных инвесторов и менеджеров, от которых постоянно поступают приказы на рынок, выражающие их желание купить или продать торгуемый актив. Мотивы их могут быть различны и наверняка находятся в широком диапазоне принципов, лежащих в основе принятия инвестиционных решений: от обладания информацией, недоступной прочей публике, до действий, продиктованных лишь эмоциями. Но является фактом, что вся эта инвестиционная масса в той или иной мере пользуется графическим изображением динамики цен. Таким образом, подспудно, в глубине сознания каждого инвестора, размещающего свой приказ на рынке, существует убеждение в том, что цена сдвинется в нужную ему сторону. Основываясь на таком выводе, можно выдвинуть, как следствие, постулат в более сильной форме: "Убеждение в истинности оценки динамики цен является еще одним мотивом принятия инвестиционного решения". Тот же постулат можно сформулировать в квазисильной форме: "Подсознательные рефлексы играют наиболее существенную роль в принятии инвестиционных решений".

Опровергнуть последнее утверждение невозможно, так как в противном случае все предыдущие посылы следует признать ложными. А в таком случае придется признать, что сделки совершаются при отсутствии мнения о том, что цена сдвинется в сторону, которая принесет выигрыш. Но это является совершенно неправдоподобным, так как мало найдется желающих раздавать свои деньги на рынке через совершение сделок, так как они скорее пойдут в церковь и сделают там пожертвования, либо используют для этого благотворительные фонды.

Полученные утверждения позволяют сделать важный вывод о том, что механизмы подсознательного влияния на действия, а также чувственного восприятия играют существенную роль в процессе принятия инвестиционных решений. Общеизвестно, что подавляющий объем информации воспринимается человеком через зрительные образы, которые в наибольшей степени способны непосредственно формировать эмоциональные ощущения, а также стимулируют его рефлексивные действия. Таким образом, ясно прослеживается цепочка: восприятие - формирование мнения - действия - ожидание результата - восприятие. И так далее - по замкнутому кругу, до той поры, пока инвестор остается на рынке.

Если взглянуть на действия такого трейдера, то станет ясно, что его действия похожи на поступки художника, наносящего мазки на холст, в стремлении создать картину, которая отражала бы его восприятие мироощущения. Нет никакого сомнения в незначительности вклада каждого отдельного участника рынка в процесс формирования его рисунка в целом. Но действия их в общей массе способны воздействовать на это в сильной степени, что является полностью понятным и не требующим дополнительных доказательств. Следовательно, мы имеем не что иное, как коллективное художественное творчество, где фальшивые мазки немедленно подправляются и корректируются другими.

Если основываться на принятии постулата о том, что коллективный разум способен создать гармонию, то можно ожидать столь же качественного результата. Иными словами, следует предположить возможность формирования такой картины рынка, которая отвечает всем критериям гармонии. Отталкиваясь от истинности этого утверждения, мы можем понять, откуда возникают все те фигуры, на распознавание которых часто опираются при проведении технического анализа. Также совершенно ясно, почему столь качественно работают различные соотношения, типа чисел Фиббоначи, которые часто кажутся ничем не обоснованной мистикой.

Ведь в подсознании каждого заложено восприятие гармонии мира в том виде, в котором оно существует в реальности. Дополнительных доказательств данное утверждение не требует, так как вполне естественным образом вытекает из того факта, что формирование мироощущения происходит под воздействием окружающих вещей и предметов, которые содержат в себе информацию о гармоничности в человеческом понимании. Основываясь на выдвинутом постулате, легко понять, почему со временем рынок демонстрирует перерождение, выражающееся в отклонении от повторений гармоничных фигур, присущих ему ранее. Все достаточно просто: новые поколения воспитываются на иных принципах восприятия красоты. Продиктовано это множеством причин: от меняющегося жизненного уклада до изменения формы окружающих предметов. Достаточно проследить динамику развития архитектурных форм, или внешнего вида автомобилей, чтобы понять, насколько существенно меняются понятия о красоте и гармонии во времени. Соответственно этому, вновь вовлекаемая в процесс ведения операций на рынке публика будет иметь несколько иные понятия о гармонии, нежели те, которые были присущи их предшественникам.

Совершенно естественно, что эта же гармония, либо псевдогармония - в понимании предыдущего поколения публики, будет находить свое отражение в виртуальном пространстве рынка, представляемом в виде графического изображения ценовых движений. Совершенно логичным поэтому выглядит тот факт, что сфальшивившие, неверно положившие мазки художники, оказываются в проигрыше, потому что не отвечают пониманию гармонии преобладающего большинства. А в то же время те, чье восприятие мира соответствует этому критерию, властвующему в текущий момент времени, идут в ногу с рынком, извлекая из этого выгоду.

Если рассматривать такое творчество через призму оценки техники рисования, следует обратить внимание на тот факт, что она весьма похожа на подходы к этому процессу, используемые импрессионистами и постимпрессионистами, яркими представителями экспрессионизма в изобразительном искусстве. Особенно сильно впечатляет схожесть техники Клода Моне, Писсарро, СTра с тем, что происходит на рынке, в видении этого процесса как создание картины. И в том, и в другом случае картина вблизи выглядит как мозаика, но при рассматривании на более отдаленном расстоянии - как единое целое.

В философском плане техника постимпрессионистов есть не что иное, как попытка выражения через изобразительное искусство поразившего современников факта: свет - это волна и квант одновременно. А как еще было можно выразить этот противоречивый и не укладывающийся в головы феномен, как не через новации экспрессионизма, в развитии которых с наибольшей степенью преуспели постимпрессионисты, как экспансивные пионеры нового искусства. К слову говоря, аналогичные события революционного характера на протяжении истории наблюдаются и в иных отраслях творчества: архитектуре, поэзии, кино. Например, творчество Феллини есть не что иное, как постимпрессионизм в кино - главное эмоции от восприятия, а не форма.

Представленное является самым сильным аргументом в пользу наличия теснейших связей между всеми сферами деятельности человечества. При этом, насколько понятно, их воздействие не всегда явно прослеживается.

Совершенно аналогичное наблюдается и на рынке: каждое отдельное действие является по своей сути случайным, подчиненное скорее принципам, на основе которых функционируют кванты. Это в наибольшей степени истинно для малых промежутков времени. Но чем шире рассматриваемые горизонты и больший промежуток времени принимается во внимание, тем более очевидны волновые принципы функционирования рынка, что достаточно очевидно, несмотря на все возражения скептиков относительно наличия доказательств по данному вопросу.

Таким образом, можно признать тот факт, что рынок есть, в определенной степени, такое же искусство, как и изобразительное. Основное отличие его заключается в том, что оно является результатом коллективного творчества. Почему именно изобразительное, а не кино, или театр? Ведь там прослеживается больше сходных черт: помимо эмоций есть еще и герои - плохие и хорошие, которые действуют против друг друга. Вполне вероятно, это могло бы быть истинным, но дело в том, что изобразительное творчество, по-видимому, в силу наиболее легкого восприятия, является самым новаторским и всегда опережает прочие области искусства.

В дополнение к сказанному, можно отметить, что Гоген, постимпрессионист начала 20-го века, создавший гениальные полотна, был довольно удачным биржевым маклером. Но однажды он все бросил и начал писать- Комментарии излишни.

Какой же вывод от всего вышеизложенного? Может показаться, что - никакого. Однако, это совершенно не так. Возвращаясь к вопросу о том, что же такое технический анализ, можно предположить, что это - поиск сигналов, которые могут пролить свет на основную проблему, постоянно решаемую всеми участниками рынка: куда же двинется цена и до каких пределов? Абстрагируясь, можно заметить, что это весьма похоже на действия охотника, пытающегося отыскать следы преследуемого животного. Либо - эксперта, ищущего мазки истинного художника, чьи действия полностью соответствуют критериям создаваемой гармонии.

Последний же вывод абсолютно достоверно соответствует основной концепции информационной эффективности рынка, что лишний раз подтверждает истинность выводов. Таким образом, можно признать, что технический анализ не может быть игнорируемым. Более того, его ценность, по всей вероятности, будет только возрастать со временем. Это является совершенно очевидным, так как в условиях легкого доступа к самостоятельному ведению операций на рынке, все больше мелких инвесторов вовлекаются в процесс индивидуального принятия решений. А в таких условиях как можно еще извлечь информацию о будущей динамике цен, если не ища следы, оставляемые удачливыми и прозорливыми инвесторами? По-видимому, только так и никак иначе.

В заключение остается добавить, что нельзя игнорировать никакой информации, даже самой, казалось бы, незначительной и не имеющей прямого отношения к рассматриваемому предмету, так как в действительности может оказаться, что связь может быть весьма существенной. Все представленное выше, насколько это понятно, показывает возможность возникновения самых необычных информационно-значимых хитросплетений, распутыванию которых и помогает инструментарий технического анализа, позволяя выделять закономерности одновременно как случайного, так и неслучайного характера.

Михаил Чекулаев. 11/09/99
ДАЛЬШЕ >> Технический анализ, стохастический рынок и случайные блуждания



FOREX.YAXY.RU © 2000-2009

[forex] [forex club] [forex скачать] [рынок forex] [торговые forex] [прогнозы forex] [стратегии forex] [торговля forex] [обучение  forex] [работа forex] [forex сигналы] [forex аналитика] [forex новости] [книги forex] [forex индикаторы] [управление forex] [fорекс forex] [forex trader]

Рынок форекс